Viktor
Частый гость
Репутация: 5
OfflineСообщений: 90
|
|
« Ответ #7 : 27 Апреля 2011, 01:02:14 » |
|
Моим любимым учителем была Нина Алексеевна ПЧЕЛИНА, учитель литературы, заслуженный учитель школы РСФСР. 29 апреля исполнится три года, как ее не стало. Предлагаю вашему вниманию свой материал об этом замечательном человеке, напечатанный в "Богородской газете" в июне - июле 2007 года....ПОТОМУ ЧТО КРАСОТА ВЕЧНА... Кто ваш самый любимый Учитель? Как будто и не было черных московских улиц – автобус, увозящий меня в Богородск, обступают сверкающие на солнце поля, мелькают деревни, укутанные снежными сугробами, березовые перелески, наполненные предчувствием весны… Это короткая лирическая зарисовка открывает статью Т. Муравьевой «Ее труд – творчество», напечатанную в четвертой книжке журнала «Литература в школе» за 1968 год. Публикация была посвящена известному в нашем городе учителю русского языка и литературы, заслуженному учителю школы РСФСР Нине Алексеевне ПЧЕЛИНОЙ. Из статьи Т. Муравьевой.
Школа в Богородске, где работает Нина Алексеевна Пчелина, хорошо известна в районе и Горьковской области… Школа как школа. Нет в ней… особого лоска парадности… все буднично просто и деловито. Напряженный и четкий трудовой ритм я по-настоящему ощутила, сидя в кабинете Нины Алексеевны, которая совмещает многочисленные обязанности преподавателя литературы с беспокойной должностью заведующего учебной частью. Сюда стекаются вести с уроков. Нина Алексеевна в гуще дел ученического и учительского коллективов: подготовка к юбилею М. Горького и заседание литературного клуба…, программа радиопередач школьного радиоузла, очередной номер стенной газеты, беседа со студенткой-практиканткой, помощь молодым коллегам-словесникам, бывшим ее ученикам… и это далеко не полный перечень дел… одного учебного дня. Средняя общеобразовательная школа № 3, которой Нина Алексеевна посвятила сорок два года жизни, видна из выходящих в сад окон ее дома. Это время вместило четыре эпохи: культ личности, оттепель, застой и перестройку. Каждая из них предъявляла к учителю-словеснику свои требования. Иногда довольно жесткие, связанные, к примеру, с неукоснительным следованием линии КПСС, которой было подчинено все, в том числе и преподавание литературы в школе. Случались и отрадные моменты, когда, пусть и с оговорками, разрешалось преподавать творчество ранее запрещенных писателей и поэтов, таких как Ф.М. Достоевский или С.А. Есенин. Однако в каких бы условиях не приходилось работать Нине Алексеевне, она всегда подходила к изучаемому материалу нестандартно, творчески, благодаря чему ее ученики в большинстве своем начинали постепенно самостоятельно мыслить, что впоследствии сказывалось и на их мировосприятии, и на отношении друг к другу. Это свойство Нины Алексеевны – неординарно мыслить, искать всегда новые подходы к давно уже известному материалу и в то же время считаться с мнением учеников, заметила и сотрудница журнала «Литература в школе». Из статьи Т. Муравьевой.
Что характерно для ее уроков? Поиски наиболее эффективных приемов преподавания, обеспечивающих наиболее полное восприятие литературы, как искусства слова, тщательный анализ текста, систематическое обучение сочинению, уважение к личности ученика, к его мнению и мыслям о прочитанном… Урок-беседа, пожалуй, один из самых сложных типов урока, он требует большого педагогического мастерства, продуманной системы вопросов, умения направить разговор по нужному руслу. Нина Алексеевна владеет этим методом в совершенстве. Она всегда старается задать вопрос так, чтобы ученик не мог механически повторить параграф учебника. Если он невнимателен к формулировке вопроса, учительница предлагает классу высказать свое мнение об его ответе, и шаг за шагом школьники приучаются искать слово для выражения мыслей, обращать внимание на главное и, следовательно, мыслить самостоятельно. Научить человека самостоятельно мыслить – значит пробудить в нем личность. Об этой, наверное, главной учительской миссии Нина Алексеевна не забывала никогда. Она искренно радовалась, если той же стезей шли ее коллеги-преподаватели, о чем свидетельствуют записки из личного дневника, который Нина Алексеевна называет своей заветной тетрадью: В течение этой недели побывала на уроках во всех четырех восьмых классах с целью общего знакомства. Десятого сентября на уроке географии в 8 «В» классе у Гурьевой З.В. Самое ценное – З.В. учит учащихся самостоятельно мыслить (слово подчеркнуто), думать над рассказанным и прочитанным, приучает работать с учебником, учит рассматривать и разбираться в диаграммах; на уроке учащиеся много работают с картой. Дневник, между тем, случился неожиданно, так же, наверное, как по мысли поэта Евгения Евтушенко «случаются» стихи. В начале каждого учебного года Нина Алексеевна заводила небольшую тетрадь, в которой кратко отмечала наиболее значимые, на ее взгляд, моменты учебного дня, чтобы затем подвести его итоги и сделать наметки на будущее. Подобный ежедневник был определен и на 1956 год. Вот только тетрадь для него подвернулась общая. И в ней, словно невзначай, вместо кратких и сухих отчетов почти с самого начала стали возникать заметки о посещении уроков коллег с элементами художественного повествования, эмоциональные зарисовки событий, происходящих в школе, размышления о том или ином прожитом дне и собственных поступках. Так появилась заветная тетрадь, в которой написано много добрых слов об окружающем и окружающих, где главные герои – ученики. Тонкие движения их душ в различные мгновения школьной жизни сумела запечатлеть Нина Алексеевна в своем дневнике. Из заветной тетради Н.А. ПЧЕЛИНОЙ.
7 марта 1959г. На улице – весна. Незаметно подойдет конец учебного года, наступит день прощания с выпускниками, десятиклассниками. А сегодня они пишут сочинение. Я волнуюсь почему-то. А они? Очевидно, тоже – каждый по-своему переживает любое жизненное событие. Так и тут – каждый по-своему… Вот сидит на последней парте Слава Раков. Он пишет письмо Н. Островскому (это одна из тем). Волосы всклоченные, лицо сосредоточенное. Долго не начинает работать Саша Бурмистенков. Он думает... Добрые голубые глаза его внимательно смотрят на доску. Почувствовав на себе мой взгляд, он мило улыбается, невольно показывая ряд белых красивых зубов. Чудесный мальчишка! Рядом с ним – Слава Санкин. Этот сразу берется за тему и серьезно, неторопливо набрасывает план на бумагу. У него есть особое обаяние, мальчишеская непосредственность и чистота. За его спиной Женя Медынский. Этот пишет с большим волнением. Прикусив, как всегда, нижнюю губу, он спешит записать мелькнувшую в голове мысль и снова поднимает голову, напряженно думая, сдвигает брови, и по лбу у него пробегают морщинки. Кстати, брови у него красивые и придают особое благородство его мужественному лицу. В правом углу на последней парте, опершись на руку, прищурив глаза с богатейшими ресницами, поглядывает в окно Витя Акимов. Это он думает. Затем склоняет голову над тетрадкой и пишет. Своеобразный юноша. Умный? – Да! Ленив? – Определенно! Стеснителен? – Безусловно! Добрый? – Конечно! И в то же время – не знаю какой. Справа от него Валя Горохов – вихрастый, черноглазый, щеки разгорелись, глаза блестят, как черные смородины после дождя. За тему он взялся сразу и пишет уверенно… Повзрослели, видимо, мои дорогие мальчишки. После подобных откровений трудно не согласиться с утверждением Т. Муравьевой, что для «Нины Алексеевны литература – прежде всего человековедение». Но последнее всегда требовало неординарных подходов как к изучаемому материалу, так и к подросткам, только-только начинающим осознавать себя в окружающем мире и определять свое место в жизни. Вот почему уроки Н.А. Пчелиной всегда отличались разнообразием. Из статьи Т. Муравьевой.
Серьезные разговоры в связи с литературным произведением о нравственных понятиях, о товариществе, о дружбе, любви принимают самые различные формы. Иногда они выливаются в диспут, который требует от учащихся и в первую очередь от учителя большой собранности, напряженной работы мысли. Споры часто вспыхивают на уроках Н.А. Пчелиной. Благодаря тому, что учительница искусно их направляет, они не уводят от художественного произведения и учат школьников работать с книгой, размышлять вслух, оценивать мысли и поступки литературных героев, думать о прочитанном. Уроки Нины Алексеевны разнообразны. Это и лекции-беседы, и доклады учащихся, и непринужденный разговор о жизни, и самостоятельная работа с книгой, и слушание музыки, и выразительное чтение. Позже Нина Алексеевна иногда привлекала старшеклассников к разработке и непосредственному проведению уроков. Не без некоторого удовольствия вспоминаю, как вместе с двумя одноклассниками мне довелось вести урок, посвященный бородинскому сражению на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Необходимо было рассказать о чувствах главных героев произведения накануне битвы, о ходе сражения в интерпретации автора, а также подвести итоги. Предоставив нам полную самостоятельность, Нина Алексеевна, тем не менее, живо интересовалась ходом подготовки урока и, насколько это было возможно, помогала нам. Узнав, к примеру, что подобранная литература не вполне меня устраивает, она принесла книги из личной библиотеки, указав при этом, на какой материал в них стоит в первую очередь обратить внимание. Проведенный урок был затем продублирован в параллельном классе. Когда во время перестройки в школьную практику стали активно внедрять новые методы обучения, я с удивлением обнаружил, что это «новое» всегда присутствовало на уроках Н.А. Пчелиной. Открывая для себя сложный и неоднозначный внутренний мир старшеклассников, Нина Алексеевна всегда пыталась видеть в нем в первую очередь хорошее, даже в тех случаях, когда поведение того или иного ученика невольно провоцировало на обратное. Из заветной тетради Н.А. ПЧЕЛИНОЙ.
24 октября 1956г. Сегодня в 8 «В» чрезвычайное происшествие. Перед уроком военного дела мальчишки, оставшись одни в классе, из чернильниц сложили пирамиду и с силой ударили по ней, чернильницы разлетелись во все стороны, разбились, парты, панели, стены – все оказалось залито чернилами. Я пришла в ужас, увидев это. Не могла и слова сказать. «Кто сделал?» - Молчат. «Не мы, это из 8 «Г». «Кто из 8 «Г» - Молчат. Назвала фамилии тех, кого знаю, что ходят в 8 «В». М-н заявил, что они. Вместо урока пришлось заняться уборкой. Это происшествие вывело меня из равновесия. Но с ребятами я говорила спокойно, и они произвели на меня даже хорошее впечатление. 25 апреля 1958г. Странно, что в последнее время меня все волнует настолько, что я не могу спать… Думаю, думаю… О чем, о ком? Все о них, о наших ребятах. Почему много таких, как М-н… М-н… Надо побороть в себе это чувство отвращения к нему и побеседовать с ним, попытаться заглянуть в душу…, а это так трудно, да и есть ли у него эта душа, душа, открытая для всего хорошего, прекрасного? Наверное, есть… верю. Верой в лучшие проявления человеческих душ была проникнута вся деятельность Нины Алексеевны в школе, включавшая не только проведение уроков, но и огромную внеклассную работу, где значительное место отводилось занятиям литературного клуба и походам. Из статьи Т. Муравьевой.
Внеклассная работа по литературе мыслится Ниной Алексеевной как продолжение и развитие того, что начато на уроке… После окончания занятий второй смены жизнь в школе не затихает: работают кружки, краеведческий музей, собираются старшеклассники на очередное заседание литературного клуба. Клуб - детище Нины Алексеевны, она показывает мне альбомы с программами вечеров и выступлениями учащихся, с маршрутами походов, и я вижу, какой гордостью светятся ее глаза… У литературного клуба почетный возраст… Возникнув как кружок, он скоро перерос его рамки и перестал быть только литературным. Здесь спорили о киноискусстве, о новых книгах, обсуждали полемические статьи «Комсомольской правды»… Устраивались встречи с местными поэтами, журналистами из газеты «Ленинская смена»… Обо всем не напишешь, да и вряд ли интересно простое перечисление. Но кому как не словеснику знать, сколько сил, энергии, энтузиазма… скрывается за стереотипной фразой «проведен вечер». Лучшие воспоминания о школе связаны у меня именно с литературным клубом, может быть потому, что здесь, благодаря Нине Алексеевне, я в то время наиболее полно сумел выразить себя как личность. Дебютировал, будучи еще восьмиклассником, с чтением стихов Сергея Есенина и рассказом о поездке на родину поэта, заставившей меня всерьез заинтересоваться жизнью и творчеством Сергея Александровича, а через два года представлял на суд слушателей свои поэтические опыты. Работа литературного клуба порой далеко выходила за школьные рамки. Так в год столетнего юбилея Александра БЛОКА (1980г.) был не только проведен литературный вечер в школе, но организованы выступления в различных учреждениях города, а также записана передача на местном радио. В конце 1988-89 учебного года в школе №3 торжественно отметили тридцатилетний юбилей литературного клуба. Этот же год оказался для Нины Алексеевны последним годом работы в школе. К сожалению, подхватить эстафету литературного клуба тогда оказалось некому. В свой первый поход с группой учащихся Нина Алексеевна отправилась летом 1956 года. Их путь лежал в Большое Болдино. Следующим летом путешествовали до Ульяновска, а в 1958 году посетили Ясную Поляну, тогда маршрут пролег через Москву, Серпухов, Мелихово, Тулу. Последний поход состоялся в 1963 году до Ярославля с непременным заходом в Плес, где некогда творил художник И. Левитан, и Карабиху, музей-усадьбу поэта Н.А. Некрасова. Из статьи Т. Муравьевой.
Не было лета, чтобы члены клуба не отправлялись вместе со своими руководителями по литературным и историческим местам. Зимой готовятся: вычерчивают карты, читают художественную литературу, мемуары, книги по географии и истории, а как только отзвенит последний школьный звонок, собираются в путь. «Поход! Как звучит это слово? Таинственно и романтично, твердо и мужественно, оно пахнет дымком костра и печеной картошкой, дождем и солнцем, гремит милой сердцу туристской музыкой ведер и кружек», - так начинается дневник похода по маршруту: Богородск, Горький, Гороховец, Сокольское, Юрьевец, Кинешма, Семигорье, Плес, Приволжск, Кострома, Ярославль, Карабиха. Члены клуба побывали в Болдино, Ясной Поляне, Мелихове и Москве… Нужно ли говорить, как благотворны такие походы для воспитания у молодежи уважения к национальной культуре, для воспитания чувства Родины.
Самым памятным оказался поход в Ясную Поляну. Интересно, что деньги на него старшеклассники отчасти зарабатывали сами, осенью и весной принимая участие в строительстве дороги на Дуденево. До столицы добирались на поезде, затем четыре дня знакомились с Москвой, остановившись (бывают же совпадения) в общежитии кожевенного техникума подмосковного городка Богородска. Московские дни пролетели незаметно, но в каждый из них участники похода приходили на Красную площадь, слушали бой курантов, наблюдали смену караула. Программа же пребывания в столице была достаточно насыщена: Покровский собор, Исторический музей, Третьяковская галерея, ВДНХ и, конечно, дом-музей Л.Н. Толстого в Хамовниках. Впечатления от увиденного оставались на страницах походных дневников, которые вели старшеклассники. Из дневника Галины Фуниной Дом-музей Л.Н. Толстого имеет огромную ценность. Здесь полностью сохранилась та обстановка, которая была при жизни писателя. Мы увидели кабинет льва Николаевича… В кабинете стоит большой письменный стол, на котором лежат сохранившиеся от тех времен рукописи… Очень интересна комната, что расположена рядом с кабинетом. Здесь в часы отдыха от умственного труда Толстой занимался сапожным ремеслом. Мы видели сапоги, изготовленные его руками для поэта Фета, и старинный велосипед, на котором катался Л.Н. Толстой. От экскурсовода узнали, что в просторном зале этого дома звучал могучий бас Шаляпина, а на большом рояле, стоявшем у входа, исполняли свои произведения для Льва Николаевича Римский-Корсаков, Гольденвейзер и другие. Вышли мы из музея и не заметили, что идет сильный дождь, в нашем воображении стоял великан Толстой… В Ясную Поляну от Москвы шли пешком по пути, которым когда-то ходил до своего имения сам Лев Николаевич Толстой. Маршрут был разработан девятиклассником Валентином Фуниным, он же начертил и карту следования. Самым замечательным событием на этом переходе стало посещение чеховского Мелихова. Из статьи Н.А. Пчелиной «В Мелихове» (газ. «Ленинская победа», 1960г.) Летом 1958 года с группой учащихся..., совершая… поход в Ясную Поляну, мы посетили Мелихово, где жил А.П. Чехов с 1892 по 1898 год. В деревню пришли под вечер. Внешний вид не показался нам неуютным, а когда вышли за околицу, убедились, что окрестности Мелихова чудесны. Березовые рощи, смешанные леса ласкали взор… на утро, придя в музей-усадьбу, были покорены ее изяществом и красотой. В литературном музее представлены все произведения, созданные Чеховым за годы жизни в Мелихове… На всю жизнь сохранится в памяти бытовой музей – знаменитый чеховский флигель, построенный по желанию Антона Павловича в центре сада… Флигель утопает в зелени. Кругом южные розы – любимые цветы Антона Павловича. В этой обстановке, дышащей каким-то особенным «чеховским ароматом», перед взором каждого из нас… вставал образ Антона Павловича… Еще приятнее было работать в чеховском саду – окапывать вишневые деревья, пропалывать клумбы… Небольшой листочек, на котором написано: «Дирекция музея А.П. Чехова в Мелихове выражает благодарность группе туристов, учащихся средней школы №3 города Богородска, Горьковской области. Учащиеся хорошо поработали в саду по рыхлению вишневого сада и прополке клумб» - мы будем свято хранить в истории нашей школы. В Ясной Поляне прогостили целую неделю. Ночевали в местной школе, а днем гуляли по имению, изучая самые укромные его уголки, интересовались окрестностями и просто отдыхали, ощущая притяжение земли, где родился, жил, творил добро и нашел свой последний приют великий писатель-гуманист и подвижник. Из дневника Татьяны Жирковой …мы у могилы Льва Николаевича Толстого. Был вечер. Лучи заходящего солнца, едва проникая сквозь лесную чащу, падали на могилу, на нежную зелень вокруг. Долго стояли мы здесь, и никому не хотелось уходить. Можно с уверенностью сказать, что на всю жизнь останется в нашей памяти этот уголок земли, хранящий не только прах Толстого, но и неумирающие веяния его жизни.
Отрывки из походных дневников старшеклассников увидели свет два года спустя в статье Н.А. Пчелиной «Работа над культурой речи учащихся», опубликованной в методическом сборнике «Литература и русский язык в школе» (Горьковское книжное издательство, 1960). Это был уже второй печатный материал Нины Алексеевны, первый же появился в книжке «Из опыта работы учителей русского языка и литературы», выпущенной все тем же Горьковским книжным издательством в 1953 году. Он назывался «Разоблачение последнего оплота «безнадежного буржуазного дела» в стихах и очерках В.В. Маяковского об Америке». В статье дана подробная разработка системы уроков по изучению поэтических и публицистических произведений поэта посвященных Соединенным Штатам Америки. Написанное, разумеется, выдержано в строгих идеологических рамках начала пятидесятых годов прошлого столетия. Правда, на фоне той беспринципной политики, проводимой США в начале XXI века, некоторые положения публикации звучат весьма современно: Стихи Маяковского, разоблачающие империализм… Америки, особенно злободневны в наши дни. Если еще в 20-е годы Маяковский увидел и почувствовал, как под властью американского империализма, этого страшного чудовища, «гибнут и мельчают люди, растет нищета, распространяются мразь и зловоние», то мы… являемся свидетелями того, как это страшное чудовище, корчась в... конвульсиях, пытается развязать новую войну. Но вернемся к уже упомянутой мной статье «Работа над культурой речи учащихся». В ней довольно четко определена роль преподавателя русского языка и литературы в воспитании подрастающего поколения. По мнению Н.А. Пчелиной, деятельность учителя-словесника должна быть направлена на то, чтобы обогатить внутренний мир учащихся, расширить их знания об окружающей жизни, поднять культуру речи. Помочь в этом может тщательный текстуальный анализ художественных произведений, систематическая работа над сочинениями, специальные стилистические упражнения, внеклассная работа, где одно из главных мест занимают туристические походы по литературным местам. Опытом работы в указанных направлениях и делится Нина Алексеевна в своей публикации. Центральное место здесь занимает разработка, состоящая из пятнадцати уроков по развитию речи, которые учительница проводит в течение года. Виды работ выполняемых непосредственно на уроках, либо вследствие их черезвычайно разнообразно: диктант как образец сочинения, изложение с дополнительным заданием, оригинальные сочинения, среди которых – зарисовка, описание, сравнительный анализ персонажей, образ героя, размышление на обобщающую тему. Все это снабжено методическими рекомендациями и подкреплено личным примером: Р абота №2 – домашнее сочинение, близкое к изложению, с элементами характеристики. Тема: «Князь Игорь и его поход на половцев». План составляется в классе коллективно. К следующему уроку восьмиклассники готовят устный рассказ по записанному в тетрадях плану. Для рассказывания вызывается сначала средний, затем сильный ученик, класс вносит свои коррективы. Если есть необходимость, даю образец рассказа сама. Только после этого учащиеся пишут сочинение дома. Один из уроков, посвященный подготовке к сочинению типа сравнительной характеристики («Какие чувства вызывают у меня Чацкий и Молчалин»), разработан подробно. Вот лишь короткий фрагмент его: Х о д у р о к а. Объясняю стоящую перед учениками задачу: охарактеризовать двух лиц, т.е. написать сравнительную характеристику. Уточняем основные приемы сравнения. Выясняем, что можно сравнивать одни предметы и явления по сходству, другие – по противоположности, третьи – по сходству и противоположности одновременно. Записываем в рабочих тетрадях: 1. Сравнивать нужно по одному и тому же признаку. 2. Сравнивать необходимо по существенным признакам. 3. Сравнение следует заканчивать обобщением, выводом.
В год русского языка этот материал Нины Алексеевны мог бы прозвучать как нельзя кстати, но кто возьмется его напечатать вновь? Из статьи Т. Муравьевой.
Учителя-словесника, пропагандиста, опытного методиста и воспитателя Нину Алексеевну Пчелину хорошо знают в городе. Не одно поколение богородчан помнят ее уроки. Я встречал людей различных профессий, которые… с гордостью говорили: «Я учился у Нины Алексеевны»… Часто в гостеприимный домик №74 на улице Свердлова приходят письма. «Если я теперь больше приглядываюсь к жизни и внимательнее всматриваюсь в людей, то в этом большую роль сыграли уроки литературы…» Уютный домик под номером 74 на улице Свердлова (бывшей Стрелецкой), в котором и по сей день живет Нина Алексеевна Пчелина, отстроил в 1914 году Алексей Александрович Пчелин, ее папа, банковский служащий, ставший впоследствии главным бухгалтером учереждения (замечу, что в разговоре Нина Алексеевна никогда не называла своих родителей отец и мать – только мама и папа). Революция и последовавшие за ней события сломали Алексею Александровичу и карьеру и жизнь. Он умер 42 лет от роду: весной голодного 1932 года отправился за мукой, простыл, слег и уже не поднялся. Через год Нина Алексеевна, закончив восьмой класс богородской школы №1, подала документы в Кожевенный техникум: студенческая стипендия здесь была больше, чем пенсия, которую получала ее мама по потере кормильца. Годы учебы в техникуме Нина Алексеевна всегда вспоминала с особенной теплотой. На первом месте – преподаватели, красивые интеллигентные люди, обладавшие не только основательными знаниями, но и умением донести их до студентов. Одно из самых ярких воспоминаний – практика в Ленинграде, где удалось не только хорошо справиться с работой на одном из кожевенных предприятий, но и осмотреть достопримечательности города на Неве, полюбоваться фонтанами довоенного Петергофа, побывать в Екатерининском дворце, где, замерев от восторга, можно было бесконечно любоваться великолепием знаменитой янтарной комнаты, совсем не думая, что все это может исчезнуть. После окончания техникума была оставлена в учебном заведении при лаборатории качественного анализа. Два года непосредственной работы со студентами убедили ее в учительском призвании, и в 1939 году Нина Алексеевна поступила на историко-филологический факультет Московского Государственного педагогического института. Оказавшись в начале войны по семейным обстоятельствам в Богородске, назад в Москву выехать не смогла: все дороги на столицу были перекрыты, - поэтому окончательно получать высшее образование пришлось на заочном отделении уже Горьковского Государственного педагогического института, будучи при этом первым секретарем Богородского ГК ВЛКСМ. В 1946 году Нину Алексеевну Пчелину пригласили на работу в среднюю школу №3 в качестве учителя русского языка и литературы… …В сентябре 1988-го начался ее последний учебный год, да так и не закончился по сей день, потому что выпускники Нины Алексеевны до сих пор обращаются к ней за помощью теперь уже для своих внуков, а сама учительница, как и прежде, живо интересуется проблемами образования и современной школы… 1 сентября 2006г… День выдался на редкость добрым: теплым, ясным, приветливым, и насквозь пронизанным солнцем, то ли от прозрачного неба, то ли от легкого осеннего наряда, в котором преобладали воздушные, светло-золотистые тона. В саду у Нины Алексеевны, почти у самого крыльца ее дома, на небольшой грядке-клумбе буйствовало многоцветие цинний и астр… - Это мой уголок, - произнесла учительница. – Я выхожу сюда каждое утро, здороваюсь с белым светом и благодарю Бога за еще один подаренный мне день. Затем любуюсь цветами и думаю: сколько в нашем мире совершенства и красоты. Жаль, что людское равнодушие порой превращает ее в небольшие островки. Но совсем исчезнуть красота не может, потому что она вечна, и когда-нибудь обязательно завладеет сердцами и душами людей. Я верю в это… Из заветной тетради Н.А. ПЧЕЛИНОЙ.
25 апреля 1958г. Подснежники. Шел первый урок второй смены. Разговаривали с директором о делах разных. Вдруг дежурная техничка вызывает: «Вас просят, Нина Алексеевна». Выхожу. Передо мной – Женя. За курткой что-то топырится. Вынимает кепку и со словами «это вам, Нина Алексеевна» подает мне подснежники, за которыми ездил на велосипеде. Впервые увидела я эти первые весенние цветы за сорок лет жизни! И как растрогал меня Женя, я не знала, как благодарить его, но мое лицо, видимо, выражало такую радость, что он, глядя на меня, сиял, во всем его облике чувствовалось, что он доволен собой, что ему приятно сделать мне приятное. Хотелось расцеловать мальчишку, который с каждым днем становится все дороже и дороже для меня. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим… Все сделал он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их… Познал я, что нет для них ничего лучшего, как… делать доброе в жизни своей. И если какой человек… видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.КНИГА ЕККЛЕСИАСТА
Кто ваш самый любимый Учитель? P.S. Нина Алексеевна ПЧЕЛИНА умерла 29 апреля 2008 года. Коренная богородчанка, много потрудившаяся на родной земле, она так и не была удостоена звания «Почетный гражданин города», несмотря на неоднократные ходатайства ее учеников.
|